Главная \ Прокуратура информирует \ Прокуратура информирует 2019 год

Прокуратура информирует 2019 год

1. «Об изменениях, внесенных в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации».

Федеральным законом от  04.11.2019 № 357-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) включена статья 14.17.3, устанавливающая административную ответственность за производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции.

Определено, что для граждан размер административного штрафа составит от 5 тыс. до 20 тыс. рублей, для должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. При этом во всех случаях допускается конфискация предмета административного правонарушения.

Федеральным законом от 04.11.2019 № 361-ФЗ глава 8 КоАП РФ дополнена новой статьей 8.49.

Так с 1 января 2020 года за нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования на виновных должностных лиц будет налагаться штраф.

Установлено, что в случае непредставления, несвоевременного представления информации, подлежащей включению в такой реестр, или представления недостоверной информации на должностных лиц будет налагаться административный штраф в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей.

При невнесении информации в реестр либо включении в него заведомо недостоверной информации штраф составит от 30 тыс. до 40 тыс. рублей.

Кроме того, Федеральным законом от 04.11.2019 № 353-ФЗ усилена административная ответственность застройщиков за нарушение порядка представления документов для регионального государственного контроля.

Непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, либо представление таких сведений или документов не в полном объеме или недостоверных сведений повлечет наложение штрафа: на должностных лиц - в размере от 10 тыс. до 25 тыс. рублей (ранее - от 5 тыс. до 15 тыс. рублей), на юридических лиц - от 250 тыс. до 500 тыс. рублей (ранее - от 50 тыс. до 200 тыс. рублей).

 

2. «О судебном примирение - новый вид примирительных процедур в суде».

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 №41 утвержден Регламент проведения судебного примирения.

Судебное примирение — это новая примирительная процедура в форме переговоров, которая появится в арбитражном и гражданском процессах, административном судопроизводстве.

По сути, она нужна для того, чтобы спор разрешал не суд, а сами стороны с помощью особого посредника — судебного примирителя. Им сможет стать только судья в отставке.

Список таких лиц утвердит Пленум Верховного Суда РФ.

Платить за судебное примирение не придется.

Судебное примирение можно будет провести по ходатайству хотя бы одной из сторон или по предложению суда. Если обе стороны согласятся с этой инициативой, суд вынесет определение о проведении процедуры. В нем будет установлен срок примирения. Его можно будет продлить по ходатайству сторон.

Сторонам потребуется выбрать судебного примирителя. Если они согласятся провести процедуру, но не смогут определить кандидатуру, суд ее предложит сам. Утвердят ее только при взаимном согласии сторон.

Стороны участвуют в судебном примирении добровольно.

Сторона (стороны) вправе отказаться от продолжения проведения судебного примирения на любой стадии его проведения, письменно сообщив об этом другим участникам судебного примирения.

Примиритель согласовывает со сторонами правила проведения процедуры, решает организационные вопросы, а главное, управляет переговорами, поддерживает их конструктивный характер.

Судебное примирение будет проходить в отдельном переговорном помещении в здании суда. В случае неявки сторон или их представителей без предварительного уведомления примирителя тот сможет обратиться в суд для возобновления судебного разбирательства, процедура примирения будет прекращена. Если причина неявки будет уважительной, заседание с судебным примирителем смогут отложить.

По общему правилу информация, связанная с судебным примирением, конфиденциальна. Например, присутствовавшим во время процедуры лицам будет запрещено (без письменного согласия сторон) ссылаться при рассмотрении дела в суде на признания, сделанные одной из сторон во время примирения.

Стороны смогут письменно договориться о том, какие сведения можно будет распространить.

Результатами примирения лиц, участвующих в деле, могут быть, в частности: мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, частичное или полное признание иска, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления) и пр.

 В случае недостижения сторонами результата примирения судебное примирение прекращается и возобновляется судебное заседание.

Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей, что, безусловно, повлияет на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.

 

3. «О государственном надзоре в области обращения с животными».

С 1 января 2020 года вступают в силу правила организации и осуществления федерального государственного надзора в области обращения с животными.

Так, постановлением Правительства РФ от 30.11.2019 № 1560 "Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными" определены органы государственного контроля, их полномочия, порядок проведения плановых и внеплановых выездных и документарных проверок в рамках надзора, особенности осуществления государственного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.

Государственный надзор в области обращения с животными осуществляется:

- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);

- Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.

При этом установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В отношении физических лиц требования положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются.

 

4. «О региональной социальной доплате к пенсии».

В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, не может быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В случае если величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, где проживает гражданин, не превышает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии, которая выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации превышает величину прожиточного минимума пенсионера в РФ устанавливается региональная социальная доплата к пенсии.

В 2020 году величина прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае составит 10039 рублей, что превысит величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации (9311 рублей).

Таким образом, Красноярский край в 2020 году перейдет с федеральной на региональную социальную доплату к пенсии, которая будет осуществляться органами социальной защиты населения за счет средств краевого бюджета  и субсидии из федерального бюджета.

До настоящего времени гражданину для назначения федеральной социальной доплаты к пенсии необходимо было прийти в территориальное отделение Пенсионного фонда России и подать соответствующее заявление. Для того чтобы получать региональную социальную доплату с января 2020 года пенсионерам, чей доход не превышает 10 039 рублей, нужно до конца 2019 года обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства с аналогичным заявлением.

Для получения региональной доплаты к пенсии обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не нужно.

Обращаем Ваше внимание на то, что назначением региональной социальной доплаты занимаются органы социальной защиты по месту проживания граждан, а также центры обслуживания населения, которые обслуживают граждан на дому — они также придут к гражданам с заявлениями.

Если гражданин проживает в учреждении социальной защиты, то он обращается в администрацию данного учреждения, если гражданин отбывает наказание, он обращается в администрацию данного учреждения.

 

5. «О дополнении КоАП РФ статьей, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей».

Федеральным законом от 16.10.2019 № 338-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, глава 14 Кодекса дополнена статьей 14.65, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Состав административного правонарушения образует нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, выразившееся в предоставлении организацией отдыха детей и их оздоровление или индивидуальным предпринимателем, не включенными в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей.

Статьей 14.65 установлено, что ее положения не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые исключены из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, при условии, что такие организации и индивидуальные предприниматели завершают исполнение принятых на себя обязательств по обеспечению отдыха и оздоровление детей и при этом отсутствует угроза причинения вреда жизни и здоровью детей.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Санкция статьи 14.65 предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

 

6. «Об установлении единых требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий, относящихся к сфере деятельности Минобрнауки России».

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421  утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.

Необходимость установления единых требований обусловлена ликвидацией ФАНО России с передачей его функций и подведомственных организаций Минобрнауки России.

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся их правообладателями, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах.

Для установления дифференцированных требований к указанным объектам, с учетом степени угрозы совершения теракта и его возможных последствий, при их вводе в эксплуатацию (а также в случае изменения их характеристик) проводится их отнесение к одной из трех категорий опасности. Для категорирования создается специальная комиссия.

Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня ее создания.

На каждый объект в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (его форма приведена в приложении), который согласовывается с руководителями территориальных органов безопасности, национальной гвардии, МЧС России, в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания.

Актуализация паспорта осуществляется не реже одного раза в 5 лет.

Определен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории) и порядок реагирования должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), на полученную информацию.

Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Утратившими силу признаются Постановления Правительства РФ от 28.02.2017 № 239 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций, его территориальных органов и подведомственных ему организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

 

7. «О расширении возможности судебных приставов по взаимодействию со взыскателями и должниками».

Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. № 375-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», расширяющие возможности судебных приставов по взаимодействию со взыскателями и должниками.

Так, с 1 января 2020 г. извещения, адресованные гражданину, могут быть направлены на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи.

Извещения, адресованные организации или индивидуальному предпринимателю, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя может осуществляться через единый личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством РФ.

Через Единый портал госуслуг лицо сможет не только получать любые документы и извещения от судебного пристава, но и обжаловать его решения и действия.

8. «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»».

Федеральным законом от 02.08.2019 № 263-ФЗ внесены изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 263-ФЗ), установлен срок планирования закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 3.1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, которые определены Правительством Российской Федерации, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

Согласно внесенным изменениям, указанный раздел плана закупки должен формироваться на срок не менее чем три года.

Федеральный закон № 263-ФЗ вступил в силу 01.11.2019

 

9. «Об обновлении административного регламента осуществления миграционного учета иностранцев в России».

Приказом МВД России от 30.07.2019 № 514 обновлен административный регламент осуществления МВД России миграционного учета иностранцев в России.

Согласно нового регламента, заявителями при осуществлении учета являются, в том числе:

сторона, принимающая иностранца (теперь, в том числе - госорганы, диппредставительства, международные организации);

постоянно или временно проживающий в РФ иностранец, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся в РФ, и подлежащий регистрации по месту жительства;

иностранец, подлежащий постановке на учет по месту пребывания в установленных случаях.

Результат предоставления госуслуги - регистрация иностранца по месту жительства; постановка на учет по месту пребывания.

Регистрация по месту жительства осуществляется подразделением по вопросам миграции, в общем случае, в день подачи заявления о регистрации и необходимых документов.

Проставление отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, осуществляется подразделением, по вопросам миграции, администрацией гостиницы, МФЦ или почтовым отделением незамедлительно по принятии от заявителя уведомления о прибытии, проверки точности изложенных в нем сведений и наличия необходимых документов.

Утверждены также обновленные формы:

заявления о регистрации иностранца по месту жительства;

уведомления о прибытии иностранца в место пребывания;

отметки о регистрации иностранца по месту жительства и о снятии регистрации;

отметки о подтверждении выполнения действий, необходимых для постановки на учет иностранца по месту пребывания.

Признан утратившим силу приказ МВД России от 23.11.2017 № 881, которым был утвержден ранее действовавший регламент.

 

10. «Об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации».

Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

Государственной услугой могут воспользоваться следующие заявители:

инвалиды войны;

участники Великой Отечественной войны;

ветераны боевых действий;

лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

инвалиды, в том числе дети-инвалиды.

Срок предоставления данной услуги не может превышать 30 календарных дней. Воспользоваться ею можно через территориальные фонды социального страхования Российской Федерации и многофункциональные центры.

 

11. «О прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

С 16.10.2019 вступил в силу Указ Президента РФ от 16.10.2019 №  502 «О некоторых вопросах прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

Нормативно-правовым актом определены квалификационные требования для замещения должностей высшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе РФ, согласно которым  замещать должности высшего начальствующего состава, а также претендовать на замещение указанных должностей смогут сотрудники уголовно исполнительной системы, при наличии стажа службы в уголовно-исполнительной системе или стажа (опыта) работы по специальности не менее четырех лет, а также стажа службы в должности руководителя (начальника) не менее двух лет.

Кроме того, Указом утверждены положения: «О порядке присвоения специальных званий, соответствующих должностям высшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе», «О порядке присвоения сотруднику уголовно-исполнительной системы специального звания досрочно либо на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности», «О порядке заключения нового контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе с сотрудником уголовно-исполнительной системы, замещающим должность высшего начальствующего состава и достигшим предельного возраста пребывания на службе».

 

12. «О жилищных правах военнослужащих».

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.07.2018 № 34-П признан не соответствующим Конституции РФ пункт 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так как препятствует реализации права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи жилого помещения в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

В результате изменений, внесенных Федеральным законом от 16.10.2019 № 339-ФЗ в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», право на предоставление военнослужащему жилого помещения не ставится в зависимость от участия его супруга в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения.

Кроме того, участники накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые являются членами семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживают с ними, учитываются при признании этих военнослужащих или граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Указанные изменения вступили в силу 27.10.2019.

 

 

1. «Об ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним».

Действующим законодательством, кроме профилактических мер, направленных на недопущение потребления несовершеннолетними алкогольной продукции, например, запрет рекламы алкогольной продукции в средствах массовой информации, установлена так же уголовная и административная ответственность за потребление алкогольной продукции как самими несовершеннолетними, так и лицами, в соответствии с законом на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних.

Кроме этого, необходимо остановиться на тех, кто допускает продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

Частью 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции.

Кодекс РФ об административных правонарушениях в данном случае не рассматривает индивидуальных предпринимателей в качестве субъекта ответственности, так как данный вид деятельности для них недопустим в силу прямого ограничения закона.

Продажу спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также этилового спирта могут осуществлять исключительно юридические лица.

Протокол об административном правонарушении по статье 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ составляется не только в отношении гражданина допустившего продажу алкогольной продукции несовершеннолетнем, но так же в отношении директора и самой организации, где работал продавец.

Совершение указанного административного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 151.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неоднократную розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, изготавливаемой на основе пива (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").

В примечании к указанной статье определено понятие неоднократности, согласно которому розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней.

К уголовной ответственности за совершение указанного преступления может быть привлечено не только физическое лицо, осуществляющее отпуск алкогольной продукции несовершеннолетнему (продавец), но и должностные лица организаций, индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно не осуществляли продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему, однако подстрекали продавца к совершению преступления.

Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

2. «Об ответственности за ложный вызов специализированных служб».

статьей 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заведомо ложный вызов специализированных служб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 894 "Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" к экстренным специализированным службам относятся: служба пожарной охраны; служба реагирования в чрезвычайных ситуациях; полиция; служба скорой медицинской помощи; аварийная служба газовой сети; служба "Антитеррор".

Данная норма направлена на обеспечение деятельности специализированных служб по охране жизни и здоровья граждан, борьбе с правонарушениями, охране собственности. Ложные вызовы специализированных служб фактически препятствуют их работе, связанной с принятием экстренных мер по спасению жизни и здоровья граждан, их имущества, любой формы собственности, борьбой с административными правонарушениями и преступлениями. Под заведомо ложным вызовом следует понимать умышленные действия лица, который осознает, что сообщаемые им сведения не соответствуют действительности, а именно являются ложными, и желает ими ввести в заблуждение соответствующие государственные органы, препятствуя, таким образом, их работе. При этом случаи неправильного вызова вследствие добросовестного заблуждения, неверной оценки могут не образовывать состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. В правоприменительной практике такие случаи рассматриваются, исходя из всех имеющихся обстоятельств дела. За совершение заведомо ложного вызова специализированных служб на гражданина может быть наложен административный штраф в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.

 

3. «Об особенностях осуществления государственного земельного надзора в отношении отдельных видов земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с «Положением о государственном земельном надзоре», утвержденном постановлением Правительства РФ» от 02.01.2015 № 1 (далее – Положение), полномочия по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальные подразделения.

При этом, в силу пп. «в» п. 4 Положения государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (далее – Закон № 101-ФЗ), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, осуществляется Россельхознадзором и его территориальными органами.

Однако, согласно ст. 1 Закона № 101-ФЗ, действие указанного Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Государственный земельный надзор в отношении указанных в ст. 1 Закона № 101-ФЗ земельных участков возложен на Росприроднадзор и его территориальные подразделения (пп. «д» п. 5 Положения).

Таким образом, в случае, если доводы обращения содержат информацию о возможных нарушениях действующего федерального законодательства на территории садовых, огородных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, то такие обращения подлежат рассмотрению Росприроднадзором в лице Управления Росприроднадзора.

 

4. «Об изменениях законодательства, регламентирующего деятельность акционерных обществ».

19.07.2018 подписан Федеральный закон № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 209-ФЗ). Новшества направлены на совершенствование системы управления акционерными обществами.

Поправки коснулись правил о ревизионных комиссиях, общем собрании акционеров, сделках с заинтересованностью, привилегированных акционерах, полномочиях совета директоров.

Изменения призваны повысить уровень защиты прав миноритарных акционеров и качество корпоративного управления в российских акционерных обществах.

Так Законом № 209-ФЗ минимальный срок уведомления акционеров о проведении общего собрания акционеров увеличен с 20 до 21 дня.

Исключено такое понятие как «Ревизор». Предусмотрено, что контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества может осуществляться только коллегиальным органом: ревизионной комиссией. Ранее допускалось избрание ревизора, теперь в акционерном обществе возможна только ревизионная комиссия. В обществах, в которых на день вступления в силу обозначенных изменений был избран ревизор, положения о ревизионной комиссии применяются к ревизору таких обществ.

Отменяется обязательность ревизионной комиссии в акционерном обществе. В публичных акционерных обществах ревизионная комиссия теперь обязательна только в том случае, если ее наличие предусмотрено уставом.

Определены последствия ситуации, когда общее собрание акционеров передает совету директоров или наблюдательному совету решение вопросов, которые относятся к компетенции общего собрания. При такой передаче у акционеров не возникает право требовать выкупа акций.

С 01.09.2018 введена обязанность публичного акционерного общества по организации управления рисками и внутреннего контроля. Определение принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита отнесено к компетенции совета директоров.

Уточнены и расширены права и компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Совету директоров предоставлено право формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Уточняется компетенция совета директоров в части определения размера оплаты услуг аудитора и рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии общества вознаграждений и компенсаций.

 

5. «О том, как не стать жертвой мошенников».

1. Мошенник звонит Вам по телефону и представляется Вашим родственником. Очень взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции, прокуратуры и т.д., что нет времени долго объяснять все обстоятельства, но ему срочно нужно перевести определенную денежную сумму, чтобы уйти от уголовной ответственности.

Как правило, потерпевшие не теряя ни минуты и, при этом, не переставая общаться по телефону с мошенником, едут в ближайший банкомат. Ни о чем не подозревая, переводят на продиктованный номер банковской карты определенную денежную сумму.

2. Вы продаете какой-либо товар через «Интернет». Мошенник звонит Вам и сообщает, что ему нужен Ваш товар и он готов его купить. Просит немедленно назвать номер Вашей банковской карты и трехзначный пин-код, находящийся на оборотной стороне карты, чтобы якобы перечислить Вам деньги.

3. Нередки случаи получения абонентами SMS, содержащих текст: «Ваша банковская карта заблокирована» и номер телефона, на который нужно перезвонить. После того, как абонент осуществляет звонок по номеру, мошенники ему сообщают, что на банковском сервере произошел сбой, и просят сообщить реквизиты банковской карты для устранения неполадок. Полученные реквизиты банковской карты мошенники используют для списания денежных средств.

4. Злоумышленники под видом осуществления деятельности «Интернет-магазинов» предлагают различные услуги (реализация товаров по заниженным ценам, пошив одежды на заказ и т.д.) не имея реальной возможности и намерения выполнить взятые на себя обязательства. Кроме того, распространены факты мошеннических действий аналогичным образом, но с использованием аккаунтов в социальных сетях. В данном случае злоумышленники также предлагают товары или оказание различных услуг (помощь в получении кредита, улучшение кредитной истории)

5. Вам на мобильный телефон поступает CMC-сообщение о выигрыше автомобиля, ноутбука, денежных средств и др. Однако, за получение выигрыша необходимо перечислить либо налог, либо доставку товара, либо комиссию за оформление документов, либо перейти по ссылке, чтобы посмотреть на выигрыш и т.д.

6. Вам звонит якобы Ваш оператор телефонной связи и сообщает о том, что Вы сменили тарифный план, воспользовались какими - либо услугами, не входящими в Ваш тарифный план, в связи с чем должны оплатить штраф в определенную сумму денег.

7. Вам на мобильный телефон поступает CMC - сообщение приблизительно следующего содержания: «Мам, не звони. Позже все объясню, срочно положи на указанный номер телефона 3000 рублей».

8. Вам на мобильный телефон поступает CMC - сообщение о «взломе» Вашего аккаунта в социальных сетях. Чтобы разблокировать Вашу страницу, Вам необходимо заплатить 3000 рублей за получение Вашего логина и пароля.

Схемы мошенничества могут быть весьма разнообразны, и в данном случае совет может быть только один - не спешить выполнить то, о чем Вас просят. Не указывайте в «Интернете» номера своих мобильных телефонов и пластиковых банковских карт. На незнакомых сайтах не указывайте и не оставляйте любые свои персональные данные. В случае поступления звонков, CMC - сообщений с требованием перечисления или передачи денег Вам необходимо связаться с тем человеком, с которым, по словам звонивших лиц, произошла неприятность.

Помните, если с Вашей банковской карты незаконно списали денежные средства и Вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обратитесь в Контактный центр банка и сообщите о таком факте в полицию.

 

6. «Об изменениях в исполнительном производстве».

Так, внесёнными изменениями предусмотрено, что в рамках исполнительного производства долги не будут взыскивать, в том числе за счёт денег, которые выделены гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в качестве единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинен вред различной степени тяжести.

При исполнении требований о взыскании денежных средств или наложении на них ареста банкам нужно учитывать перечень доходов, на которые нельзя обратить взыскание. Это же обязан делать судебный пристав-исполнитель при обращении взыскания на наличные денежные средства должника. При этом гражданину следует предоставлять документы об имеющихся наличных денежных средствах, на которые не может быть обращено взыскание.

Работодатель, выплачивающий гражданину зарплату и (или) иные доходы, на которые не может быть обращено взыскание, должен указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода.

Судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов и банков любые сведения для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Лица, перечисляющие должнику зарплату и (или) иные доходы на его счёт, обязаны указывать в расчётном документе взысканную сумму.

Изменения вступают в силу с 01.06.2020 года.

 

7. «Об ответственности за нарушение законодательства о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)».

 

Права субъектов предпринимательской деятельности защищаются нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294).

Серьезные нарушения норм ФЗ № 294 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.6.1 КоАП РФ, производство по которому возбуждается исключительно прокурором. К таковым относятся:

-проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения;

-нарушение сроков проведения проверки;

-отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;

-непредставление акта о проведенной проверке;

-привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке лиц;

-проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

- проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя органа государственного (надзора);

-нарушения порядка и сроков отражения информации в ФГИС «Единый реестр проверок».

Допущенные нарушения требований закона влекут наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере до пяти тысяч рублей, а при повторном нарушении закона, либо грубом его нарушении – в размере до 10 тысяч рублей, либо дисквалификации на срок до одного года.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, полагающие свои права нарушенными, вправе обратиться в органы прокуратуры.

 

8. «Об ответственности за незаконное получение кредита».

Распространенным явлением в последние годы являются преступления в банковской сфере, в том числе, связанные с незаконным оформлением кредита. Не всегда предприниматели и директора организаций, предприятий ведут бизнес честно и нередко вводят в заблуждение кредиторов касательно своей хозяйственной и финансовой деятельности, кредитной истории и т. п. В итоге - заемщик не может вовремя погасить кредит.

В целях защиты сферы общественных отношений в сфере кредитования законодателем разработана статья Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ).

Согласно данной статье под незаконным получением кредита понимается получение денежных средств лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо руководителем организации посредством предоставления банковской организации или другим кредиторам заведомо ложных сведений о хозяйственном положении или финансовом состоянииИПили фирмы. При этом деяние причиняет крупный ущерб.

Данная норма УКРФ включает в свой состав 2 части.

В первой речь идет о получении кредита или льготных условий кредитованияИПили лицом, выполняющим руководящие функции в организации. При этом указывается, что данные лица предоставляют ложные сведения для получения денег.

Деяние предусматривает причинение крупного ущерба. Его сумма определена в примечании к статье 170.2УКРФ и составляет 2 миллиона 250 тысяч рублей.

Вторая часть подразумевает незаконное получение государственного кредита, имеющего целевое назначение или его неправильное использование. В таком случае, также причиняется крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Рассматриваемое деяние происходит посредством предоставления банковской организации или иному кредитору заведомо ложных сведений, отражающих информацию относительно финансового состояния либо хозяйственного положения заемщика.

Предусматривая ответственность за данное деяние, законодатель учел, что виновный вводит кредиторов в заблуждение относительно хозяйственного положения или финансового состояния. При этом он предвидит возможность, а также неизбежность причинения своими действиями крупного ущерба. Желает и сознательно допускает наступление подобных последствий.

Совершение данного преступления, может повлечь наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

 

9. «Об уголовной ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем».

В средствах массовой информации часто употребляется термин «скупка краденого», является ли данное деяние уголовным преступлением, и какая ответственность предусмотрена за его совершение.

Статья 175 Уголовного кодекса России предусматривает уголовную ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

Предметом преступления является имущество, добытое преступным путем. В судебной практике под этим имуществом обычно понимаются вещи, как правило, движимые. При этом не имеет значения, в результате совершения какого преступления это имущество было добыто.

Необходимым условием, при котором приобретение или сбыт указанного выше имущества будут являться уголовным преступлением, является тот факт, что преступник, достигший 16-летнего возраста, осознает, что приобретает или сбывает имущество, добытое преступным путем, и желает этого. Мотивы и цели данных деяний могут быть различными, однако, как правило, для данного преступления характерен корыстный мотив.

Заведомость, как обязательный признак данного состава преступления, предполагает понимание виновным того, что получаемое или отчуждаемое им имущество добыто в результате совершения какого-либо преступления, но данное обстоятельство не означает, что преступник должен знать подробности и все обстоятельства преступного возникновения имущества.

Виновный по ст. 175 УК РФ может быть привлечен к ответственности также и в случае, если он приобрел такое имущество у неустановленных следствием лиц.

Под приобретением понимается возмездное или безвозмездное получение имущества любым способом (покупка, обмен, получение в дар и т.п.), под сбытом - любая форма возмездной или безвозмездной передачи его третьим лицам. Приобретением или сбытом не будут являться получение или передача имущества на временное хранение.

Ответственность по ст. 175 УК РФ наступает в случае, если приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, было заранее не обещанным.

В случае, если лицо, которое приобрело или сбыло указанное имущество, заранее договорилось об этом с похитителем, ответственность наступает за соучастие в соответствующем преступлении. Любой вид соучастия в совершении преступления, в ходе которого было добыто имущество, исключает ответственность по ст.175 УК РФ.

Законодатель предусмотрел квалифицирующие признаки преступления (ч. 2 ст. 175 УК РФ):

- совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;

- совершение деяния в отношении нефти и продуктов ее переработки, автомобиля или иного имущества в крупном размере.

«Нефть» означает нефть в любом виде, например, сырая, топливная. Нефтепродукт - готовый продукт, полученный при переработке нефти (бензин, дизельное топливо и т.п.). Автомобильная техника - это колесные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них (легковые и грузовые автомобили, автобусы).

Под крупным размером понимается стоимость имущества, которая превышает 1 млн. 500 тыс. рублей. Такой размер может быть образован и совокупной стоимостью нескольких вещей.

Часть 3 статьи 175 УК РФ предусматривает ответственность за совершение деяния организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения.

К лицам, использующим свое служебное положение, относятся должностные лица, служащие, а также лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Санкции ст. 175 УК РФ предусматривают такие виды уголовного наказания как штраф, обязательные работы, исправительные работы либо лишение свободы до 7 лет со штрафом или без такового.

 

10. «О правилах передачи на хранение, для содержания и разведения или реализации вещественных доказательств в виде животных».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.3019 № 75 утверждены Правила передачи на хранение, для содержания и разведения или реализации вещественных доказательств в виде животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания.

Вещественные доказательства в виде животных передаются уполномоченными органами на хранение или для содержания и разведения государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и государственным (муниципальным) учреждениям, имеющим условия для содержания и надлежащего ухода за соответствующими животными.

При невозможности их передачи указанным лицам они передаются иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отобранным в установленном порядке.

При выборе лица, которому передаются животные, приоритет должен быть предоставлен лицам, обеспечивающим при прочих равных условиях использование животных в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях до момента их естественной смерти.

При передаче животных, включенных в Красную книгу РФ, приоритет отдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в утвержденных программах (стратегиях) по сохранению и восстановлению соответствующих видов животных.

Документ вступил в силу 13.02.2019.

 

11. «О новых обязанностях работодателя в сфере воинского учёта».

С 17.02.2019 на работодателей возложено две новые обязанности в области воинского учёта.

Во-первых, лица, ответственные за воинский учет в организации, должны направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учёте, но обязанных состоять на воинском учете. Похожее требование было предусмотрено и ранее. Так, ч.1 ст.4 Закона № 53-ФЗ и п. 32 Положения о воинском учёте, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, устанавливали необходимость направления в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Однако, как видно, в указанных нормах речь шла только об ответах на запросы компетентных органов, теперь же закон предполагает подачу работодателем указанных сведений по факту их выявления.

Во-вторых, в Законе № 53-ФЗ теперь прописана обязанность лиц, ответственных за воинский учёт в организациях, вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учёт. Ранее работодатели были обязаны лишь вручать работникам повестки, полученные от военкомата (п.1 ст.4 Закона № 53-ФЗ, подп. «ж» п. 32 Положения о воинском учёте, п.34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе).

С 17.02.2019 при выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, работодатели обязаны сами письменно уведомить их о необходимости явиться в военкомат.

 

12. «Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос».

Под заведомо ложным доносом понимается сообщение, направленное правоохранительным органам с содержанием лживой информации против другого человека о преступлении уголовного характера, якобы им совершенном, совершаемом или готовящемся.

В соответствии со ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ заявление гражданина является одним из оснований для возбуждений уголовного дела, при этом сообщение о готовящемся либо совершенном преступлении может быть подано как в письменной, так и в устной форме. Кроме того, заведомо ложный донос может иметь место в случае написания лицом анонимного заявления или заявления от имени вымышленного лица, несмотря на то, что поводом к возбуждению уголовного дела такие заявления выступать не могут.

Данное преступление считается оконченным с момента принятия уполномоченным лицом устного или письменного заявления о преступлении.

За совершение данного преступления предусмотрена ответственность, в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Если заведомо ложный донос о совершении преступления соединен с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа от ста тысяч рублей до трехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.