Апрель 2017

Депутаты Ставропольского края утвердили запрет на продажу электронных сигарет несовершеннолетним.

«Распространение электронных сигарет среди детей и подростков принимает уже угрожающие масштабы. До принятия соответствующего федерального закона мы предлагаем ввести ограничения по продаже электронных сигарет несовершеннолетним на территории Ставропольского края. Это первый в России нормативно-правовой акт, который регулирует оборот электронных систем доставки никотина», - сообщил один из инициаторов законопроекта, депутат Андрей Юндин.

Некоторые участники обсуждения предлагали депутатам дождаться принятия соответствующего федерального закона, после чего утвердить его и на краевом уровне. «Федеральной законопроект пока предполагает приравнивание электронных сигарет к обычным сигаретам, мы берем только узкую часть и запрещаем их продажу детям», - пояснил Юндин.

Депутаты также ввели штрафы за продажу несовершеннолетним электронных систем доставки никотина, жидкостей для электронных систем, и безникотиновых жидкостей для этих систем. Штрафы для граждан установлены в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, должностные лица за эти же нарушения будут оштрафованы на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, юридические - от 15 тыс. до 20 тыс. рублей. При повторном нарушении штрафы увеличиваются.

***

Внесены коррективы в Законы Ставропольского края «О ежемесячном пособии на ребенка»

17.02.2017 вступил в силу Закон Ставропольского края от 16.02.2017 № 9-кз, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты Ставропольского края. (Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregio№.ru, 16.02.2017)

Внесены коррективы в Законы Ставропольского края от 07.12.2004 № 101-кз "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 11.12.2009 № 92-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан". В частности, из наименования ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого до достижения им возраста шестнадцати лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, исключен термин, определяющий периодичность выплаты пособия на ребенка. Установлено, что пособие на ребенка выплачивается один раз в месяц.Составление протоколов по административным делам данной категории отнесено к компетенции должностных лиц Роскомнадзора (ранее дела данной категории возбуждались прокурором).

В прежней редакции статьи 13.11 КоАП РФ была установлена ответственность лишь за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), которая предусматривала предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 300 рублей до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 рублей до 1000 рублей, на юридических лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей.

 

***

Внесены изменения в краевую программу «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Ставропольском крае на 2014 - 2018 годы»

С 13.02.2017 вступило в силу Постановление Правительства Ставропольского края от 13.02.2017 № 42-п, которым внесены изменения в краевую программу «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Ставропольском крае на 2014 - 2018 годы», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 05 марта 2014 г. № 84-п. (Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregio№.ru, 14.02.2017)

Уменьшен прогнозируемый объем финансирования Программы с 4702052,99 тыс. рублей до 3836572,67 тыс. рублей. Внесены коррективы в таблицу "Целевые индикаторы и показатели Программы", а также в мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования краевой программы.

***

Внесены изменения в государственную программу Ставропольского края «Социальная поддержка граждан»

С 08.02.2017 вступило в силу Постановление Правительства Ставропольского края от 08.02.2017 № 41-п, которым внесены изменения в государственную программу Ставропольского края «Социальная поддержка граждан», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. № 563-п. (Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregio№.ru, 10.02.2017)

Согласно изменениям участниками Программы являются государственные организации социального обслуживания населения Ставропольского края. Дополнены следующими позициями индикаторы достижения цели Программы: удельный расход электрической энергии на снабжение государственных бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания населения края (на 1 кв. м общей площади электрифицированных зданий и сооружений); удельный расход тепловой энергии на снабжение стационарных учреждений социального обслуживания населения края (на 1 кв. м общей площади отапливаемых зданий и сооружений); удельный расход природного газа на снабжение стационарных учреждений социального обслуживания населения края (на 1 человека). Уменьшен объем финансового обеспечения Программы с 112798467,79 тыс. рублей до 107762957,24 тыс. рублей. Обновлены объемы и источники финансового обеспечения государственной программы Ставропольского края "Социальная поддержка граждан".

***

Признаны утратившими силу отдельные положения краевого Закона «Об утверждении методик распределения единых субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Ставропольского края из бюджета Ставропольского края для осуществления отдельных государственных полномочий Ставропольского края»

17.02.2017 вступил в силу Закон Ставропольского края от 16.02.2017 № 10-кз, которым признаны утратившими силу отдельные положения Закона Ставропольского края "Об утверждении методик распределения единых субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Ставропольского края из бюджета Ставропольского края для осуществления отдельных государственных полномочий Ставропольского края" (Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregio№.ru, 16.02.2017)

Из перечня отдельных государственных полномочий Ставропольского края, переданных органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции, формирующие единую субвенцию для осуществления отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной защите отдельных категорий граждан, исключено право на принятие решения о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан и ее предоставление.

Действие документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

***

Утвержден Порядок распределения средств бюджета Ставропольского края и субсидии из федерального бюджета, поступивших в бюджет Ставропольского края на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса

С 08.02.2017 вступило в силу Постановление Правительства Ставропольского края от 08.02.2017 № 40-п «Об утверждении Порядка распределения средств бюджета Ставропольского края и субсидии из федерального бюджета, поступившей в бюджет Ставропольского края на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» (Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregio№.ru, 13.02.2017)

Распределение средств краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета осуществляется при разработке государственной программы (внесении изменений в государственную программу) по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Установлен перечень мероприятий государственной программы между которыми распределяются средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета. Приведена формула, по которой осуществляется распределение (перераспределение) средств краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета между мероприятиями государственной программы.

 

***

Еще на год продлен срок действия предельных максимальных цен кадастровых работ.

18.02.2017 вступило в силу Постановление Правительства Ставропольского края от 15.02.2017 № 49-п, которым внесены изменения в пункт 1 постановления Правительства Ставропольского края от 14 марта 2014 г. № 96-п «Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ» (Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregio№.ru, 17.02.2017)

Согласно внесенным изменениям предельные максимальные цены кадастровых работ, установленные в отношении земельных участков, предназначенных для ведения индивидуального жилищного строительства, индивидуального гаражного строительства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, личного подсобного хозяйства, действуют до 1 марта 2018 года. Ранее срок действия предельных максимальных цен кадастровых работ был ограничен 1 марта 2017 года.

***

Договоры управления многоквартирными домами, в которых доля государства в праве общей собственности на общее имущество составляет более 50 процентов, могут быть заключены только по результатам открытого конкурса

На ведомственном сайте и в СПС Консультант-Плюс размещено ПИСЬМО ФАС России от 19.01.2017 № ИА/2401/17 «О применении антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ и обязанности органа местного самоуправления проводить торги по выбору управляющей организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 163 ЖК РФ».

ФАС России по результатам проведения анализа законодательства и судебной практики сделаны следующие выводы:

в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем 50 процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Федерального закона "О защите конкуренции";

непроведение открытого конкурса по выбору управляющей организации может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению МКД, что свидетельствует о нарушении законодательства о защите конкуренции;

в случае, если доля физических лиц - собственников жилых помещений в доме составляет менее 50 процентов от общего числа собственников, а доля государства - более 50 процентов, то физические лица лишены возможности принять решение о выборе управляющей компании самостоятельно, без участия публичных образований (при этом порядок участия публичных образований в правоотношениях, связанных с порядком выбора организации по управлению многоквартирным домом, определен статьями 161 - 162 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75).

 

***

Минстроем России изложено мнение по вопросу о возможности установления объема потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества ниже нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

На ведомственном сайте и в СПС Консультант-Плюс размещено ПИСЬМО Минстроя России от 14.02.2017 № 4275-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения»

Сообщается, в частности, что положения Жилищного кодекса РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (МКД), отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД применяются с 1 января 2017 года.

При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения таких расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД.

По мнению Минстроя России, размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электроэнергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

После утверждения органами государственной власти субъектов РФ нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электроэнергии в целях содержания общего имущества в размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества будет определяться размером соответствующего норматива потребления.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены МКД или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями МКД и жилых домов.

Устанавливаемые субъектами РФ нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества будут учитывать результаты проведения энергосберегающих мероприятий в МКД.

 

***

Минздравом России определен порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности

04.03.2017 вступает в силу опубликованный на официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, ПРИКАЗ Минздрава России от 23.08.2016 № 625н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2017 № 45704).

Такая экспертиза проводится в целях определения способности гражданина осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода гражданина по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

Экспертиза проводится в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка.

При проведении экспертизы временной нетрудоспособности лечащий врач (фельдшер, зубной врач):

- устанавливает диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести на основании сбора анамнеза и жалоб, внешнего осмотра гражданина;

- рекомендует прохождение профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, определяет режим лечения, назначает исследования и консультации врачей-специалистов;

- определяет сроки временной нетрудоспособности в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности";

- отражает в медицинской документации гражданина сведения о состоянии его здоровья, с обоснованием необходимости временного освобождения от работы; характере и условиях труда, социальных факторах или обосновании закрытия листка нетрудоспособности при восстановлении трудоспособности; выданном листке нетрудоспособности;

- анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;

- при необходимости продления листка нетрудоспособности свыше срока, установленного действующим законодательством, направляет гражданина на экспертизу временной нетрудоспособности, проводимую врачебной комиссией медицинской организации.

По результатам проведенной экспертизы в случае принятия решения о временной неспособности гражданина осуществлять трудовую деятельность ему выдается листок нетрудоспособности по форме, в порядке и сроки, установленные Приказами Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н и от 26.04.2011 № 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности".

***

Подписан Закон об отмене срока ограничения бесплатной приватизации жилья

22 февраля 2017 г. вступил в силу опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Признана утратившей силу часть 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с внесенными изменениями и дополнениями), поскольку в соответствии с данной нормой возможность приватизации жилых помещений прекращается с 1 марта 2017 года.

***

Правительство РФ уполномочено определять порядок выплаты пенсии при выезде на постоянное жительство за пределы России лиц, проходивших военную службу, службу в правоохранительных органах

22 февраля 2017 г. вступил в силу опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru Федеральный закон от 22.02.2017 № 20-ФЗ, которым внесены изменения в статью 64 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Соответствующее уточнение внесено в положение, регулирующее выплату пенсий выехавшим на постоянное жительство за пределы территории РФ лицам, указанным в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Согласно новой редакции ст. 64 названного Закона выплата пенсий будет осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

***

Правительством РФ утверждено Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения

С 1 января 2018 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу опубликованное на официальный интернет-портале правовой информации http://gover№me№t.ru по Постановление Правительства РФ от 14.02.2017 № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения»

Создание такой системы было предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ. Определено, что функциями такой системы являются:

- сбор, анализ и обработка информации о предоставляемых гражданам мерах социальной защиты, а также предоставление доступа к такой информации гражданам, заинтересованным органам власти и организациям;

- обеспечение возможности использования сведений информационной системы в целях прогнозирования и оценки необходимости и нуждаемости граждан в мерах социальной защиты;

- соотнесение региональных и муниципальных классификаторов мер социальной защиты, регистров в сфере социальной защиты с классификатором в целях унификации мер социальной защиты;

- обеспечение упорядоченного эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с региональными, а также взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ между собой в части обмена сведениями о предоставлении мер социальной защиты посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

К задачам информационной системы относятся:

- формирование и ведение классификатора мер социальной защиты и перечня категорий получателей мер социальной защиты, социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;

- предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, о способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты, а также сведений об организациях;

- контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставления мер социальной защиты.

***

Для руководителей, главбухов и работников с финансово-хозяйственными полномочиями ФГУ, ФГУП и казенных предприятий установлен запрет на совместную трудовую деятельность с родственниками

С 25 февраля 2017 года вступает в силу опубликованном на официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, Постановление Правительства РФ от 15.02.2017 № 187, которым внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568.

Такие работники и граждане, претендующие на замещение данных должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Данный запрет не распространяется на работников, замещающих другие должности в ФГУ или ФГУП, казенных предприятиях, созданных для выполнения задач, стоящих перед федеральными госорганами, а также на граждан, претендующих на такие должности.

Напомним, что в настоящее время действует аналогичный запрет для работников, замещающих должности в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, иных организациях, созданных на основании федеральных законов или для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами, а также для лиц, претендующих на такие должности.

 

***

Нельзя уволить по собственному желанию работника, который заявление об уходе отозвал по телефону

(Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 17.01.2017 по делу № 33-449/2017)

Такой вывод сделал Нижегородский областной суд. Сотрудник отозвал свое заявление об уходе, сообщив по телефону о желании продолжать трудовые отношения. В итоге увольнение было признано незаконным. Однако некоторые суды, например Кемеровский областной суд, придерживаются противоположной позиции.

Рассматривая апелляционную жалобу работодателя, Нижегородский областной суд отклонил доводы о том, что сотрудник не отозвал заявление об увольнении по собственному желанию письменно - путем подачи соответствующего заявления. По мнению апелляции, действия сотрудника содержали прямое и ясно выраженное намерение не прекращать трудовых отношений. Поскольку работник был на больничном, у негоотсутствовала возможность отозвать заявление об увольнении другим способом.

Апелляция согласилась с первой инстанцией, что не было оснований для прекращения трудового договора, ведь работник воспользовался своим правом отозвать заявление. При этом суд установил: на должность сотрудника не был приглашен в порядке перевода от другого работодателя иной работник.

Работодателям следует иметь в виду, что ТК РФ не определяет, в какой форме должен быть выражен отзыв заявления об увольнении. Судебная практика по этому вопросу также неоднозначна.

Например, Краснодарский краевой суд отмечал: необходимо соблюдать письменную форму отзыва - подавать заявление. ВС РФ еще в 2012 году указывал: отзыв может быть направлен почтой или телеграфом.

В некоторых случаях суды поддерживали работников, когда не было письменных доказательств отзыва заявления об уходе. В качестве подтверждений использовались свидетельские показания, аудиозаписи.

Полагаем, если сотрудник устно, в том числе по телефону, отзывает заявление, работодателю рискованно игнорировать эти действия и расторгать трудовой договор. Суд может признать увольнение незаконным.

Чтобы избежать подобных споров, лучше попросить сотрудника письменно оформить отзыв заявления об уходе.

 

***

Нельзя сократить работника в тот день, когда истекает двухмесячный срок предупреждения об увольнении

(Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 08.11.2016 по делу № 33-2523/2016)

Такой вывод следует из анализа апелляционного определения Верховного суда Республики Мордовия. Сократить работника можно лишь на следующий день после истечения двухмесячного срока предупреждения. В практике встречается иной подход: суды признают сокращение законным в день истечения этого срока.

Верховный суд Республики Мордовия также подчеркнул, что двухмесячный срок начинает течь по правиламТК РФ не со дня предупреждения о предстоящем сокращении, а со следующего дня.

В рассмотренном деле работодатель 31 марта под роспись уведомил сотрудника о сокращении, а 31 мая уволил в связи с сокращением штата.

Апелляция указала: двухмесячный срок предупреждения надо было отсчитывать не с 31 марта, а со следующего дня - с 1 апреля. Соответственно, истекал такой срок не 31 мая, а 1 июня. В связи с этим суд посчитал, что работник мог быть уволен не ранее чем со 2 июня. Тем самым двухмесячный срок предупреждения о предстоящем увольнении не был соблюден, а значит, сокращение незаконно.

Есть случаи, когда суды в подобных ситуациях встают на сторону работодателя. По их мнению, сотрудника можно уволить в день истечения двухмесячного срока предупреждения. Причем они признают правомерным исчисление такого срока с даты предупреждения о предстоящем сокращении. Среди судов, которые применяли подобный подход, - МосгорсудКрасноярский краевой суд.

Поскольку в судебной практике нет единообразия, полагаем, работодателю рискованно сокращать сотрудника в день истечения двухмесячного срока предупреждения и исчислять такой срок со дня предупреждения. Если дело дойдет до суда, он может поддержать работника, как это сделал Верховный суд Республики Мордовия.

Напомним, по ТК РФ предупредить сотрудника о предстоящем сокращении нужно не менее чем за два месяца. Чтобы избежать споров об исчислении этого срока, лучше добавить к нему пару дней. Если после предупреждения о сокращении до дня увольнения проходит больше двух месяцев, суды считают, что трудовой договор расторгнут законно.

 

Пресс-служба прокуратуры
Шпаковского района